Михаил Гусев был рождён 26 октября 1890 года. Его отцом был священник Иоанн, занимающийся богослужением в Серафимо-Дивеевской обители. В июле 1912 года Михаил завершил обучение в Нижегородской духовной семинарии и возжелал познать медицину. Он захотел стать врачом, а потому принял решение обучаться в Императорском Варшавском университете. Закончив первый курс, отец Иоанн не дал своему сыну благословение на дальнейшую учёбу, так как он видел его прирождённым священником. Михаил взял в жены дочь протоиерея Иоанна Касаткина, проживающего неподалёку от Дивеево. Немного позже он был рукоположен во священника и определён в Дивеевскую обитель. Согласно сохранившимся воспоминаниям о Михаиле, люди считали его очень добродушным, справедливым и праведным. Его уважали все священники и монахини, к нему часто обращались за советом или помощью, а он никогда не отказывал нуждающимся. Батюшка вел благочестивый образ жизни, упорно молился Господу и следовал Его заповедям.
В 1927 наступило сложное время для всех верующих людей. Власть начала бесчеловечную борьбу с православием, отправляя богослужителей в тюрьмы или ссылки. Храмы и церкви осквернялись или уничтожались. Это тяжёлая судьба настигла и Серафимо-Дивеевский монастырь, который был закрыт и использовался для хранения зерна. Перед торжеством Рождества Пресвятой Богоматери милиционер запретил монахиням колокольный звон ко Всенощной. Батюшка Михаил в этот час подготавливал все необходимое для службы. Он решил узнать причину тишины, но в сию минуту был взят под стражу и доставлен в Арзамасскую тюрьму. Его любящая супруга тяжко переживала эти события. Она направилась в деревню Пуза к блаженной Марии Ивановне. Матушка выслушала измученную женщину и молвила: «Ему предназначено служить в месте, где высокие трубы». Спустя несколько недель батюшка Михаил был выпущен на свободу. Вскоре он стал настоятелем храма святителя Николая в Кулебаках, который славился большим металлургическим заводом. В этот момент супруга Михаила поняла суть предсказания блаженной Марии.
Перед тем, как батюшку взяли под стражу, его несколько раз вызывали в НКВД. Работники служб пытались заставить священника отказаться от сана и своей веры, но он стойко отказывал и оставался верен Спасителю. Своей супруге он оставил небольшое письмецо, где написал: «Не плачь, не таи обиду — время настанет. На нас исполнились слова Господни…».
Взятие под стражу состоялось в августе 1937 года, когда батюшке было 47 лет. Михаила нещадно обвинили в продвижении контрреволюционной церковно-фашистской группы, орудующей в Кулебакском районе. Ему предъявили обвинение о создании и руководстве данной организации, привлечении в неё новых участников и пропаганды антисоветского мышления. Следствие хотело получить его добровольное признание, предоставляя фальшивые доказательства и свидетелей. Но Михаил проявил себя как стойкий и добропорядочный человек, не отвечая на эту клевету.
Батюшку расстреляли в ноябре 1937 года. В 2001 года было принято решение добавить священномученика Михаила в Собор новомучеников и исповедников России ХХ века.
Преподобная Александра Дивеевская
Преподобная Елена Дивеевская
Преподобная Марфа Дивеевская