Серафим Саровский является важнейшей личностью в становлении православия на Руси. Он был рождён 19 июля 1754 года в обычной семье, проживающей в Курске. Его отец Исидор получал подряды на возведение построек, а перед самой кончиной инициировал строительство собора, но не сумел дожить до окончания строительных работ. Мать Серафима Агафия Мошнина была глубоко верующей женщиной, которая с ранних лет прививала своим детям любовь к Господу. После кончины супруга Агафия продолжила строительство собора. Однажды она взяла на стройку своего младшего сына Прохора. Юнец случайно оступился и упал с колокольни на землю. Благодаря воле Божией он остался жив, не получив никаких серьёзных ранений.
Прохор отличался отличной памятью и желанием учиться, благодаря чему он смог быстро обучиться грамоте. Он с малых лет любил навещать церковь, часто читал друзьям Священное Писание и жития святых. Но его любимым увлечением была молитва и чтение Евангелие в одиночестве, в тишине и покое. Однажды Прохор тяжко захворал, он был близок к неминуемой кончине. В глубокой дремоте перед ним предстала сама Богородица, которая пообещала его вылечить. Затем состоялся большой крестный ход с иконой Знамения Богоматери. Матушка Прохора взгрузила его на свои хрупкие плечи, смогла вынести ребёнка на улицу и приложить к иконе. После этого юноша стремительно пошел на поправку и сумел победить хворь.
Уже в детстве Прохор хотел посвятить свою жизнь богослужению и отправиться в монастырь. Мать одобряла его решение и всячески поддерживала сына. Поэтому он вместе с паломниками направился в Киев к Печерским угодникам. Здесь его встретил старец Досифей, благословивший юношу на поход в Саровскую пустынь. Прохор вернулся домой, попрощался с семьёй и направился в Саров. Священник Пахомий великодушно встретил путника и даровал ему наставника Иосифа.
Прохор прожил в Саровской святыне целых 8 лет, после чего принял иноческий постриг под именем Серафим. Спустя год его посвятили в сан иеродиакона. Серафим неустанно молился Господу, за что получил способность лицезреть благодатные видения. Ему часто являлись святые Ангелы и даже сам Господь Иисус Христос. Увидев однажды Спасителя, Серафим решил приумножить свои подвиги. Он тяжко работал на монастырское благо, а ночами читал молитвы Господу в своей келии в пустынном лесу.
В 1793 году состоялось рукоположение Серафима в сан иеромонаха. Он продолжал служить Господу и трудиться на благо святой обители. Вскоре в Небеса поднялся отец Пахомий, а его новым настоятелем стал отец Исаия. Получив от каждого из них благословение, Серафим обосновался в лесной келии, где стал затворником. Обитель он посещал только по субботам, но всегда уходил обратно после литургии. Преподобный всегда носил с собой Святое Евангелие, он знал на память большую часть церковных песен и мог за несколько дней полностью прочитать Новый Завет. Он постоянно постился, питаясь 1 раз в день. По средам и в пятницу он и вовсе отказывался от любой еды. Примерно три года Серафим кушал исключительно траву снытью, проросшую около его келии. Он часто глубоко погружался в молитву, огородившись от окружающего мира.
Видя решительность отца Серафима, враг рода людского выступил против преподобного, желая заставить его остановиться. Но старец дал достойный отпор вражьему натиску, усилив свои труды. По ночам он уходил в лес и взбирался на большой камень, где читал молитвы Господу о спасении. Днём он приносил этот камень в дом, восходил на него и так же молился Богу. Сходил он с него лишь для небольшого отдыха и перекуса. Таким образом он провёл 1000 дней и ночей.
Однажды посрамлённый диавол захотел расправиться с Серафимом, отправив к нему грабителей. Застав старца трудящимся на огороде, они стали вымогать от него денег. У батюшки в руках был большой топор, но он даже не думал пускать его в ход. Разбойники жестоко избили отца Серафима, связали его и хотели выбросить в реку, но перед этим решили обыскать келию для поиска наживы. Зайдя внутрь, они увидели лишь иконы и немного картофеля. Им тут же стало стыдно за свои деяния, поэтому они оставили Серафима и немедля убежали. Преподобный пришел в себя, сумел поползти в келию и, страдаючи от боли, пролежал здесь до утра. На рассвете он добрел до обители, где к нему призвали врача. Но истинное исцеление Серафим получил от Богородицы, которая явилась к нему и излечила раны.
После нападения Серафим был вынужден остаться в обители на пять месяцев, после чего вновь вернулся в свою келию. Из-за полученных ран он ходил сгорбленным, в качестве опоры использовал посох или палку. Но даже это не взрастило в его сердце обиду или злобу на своих обидчиков. После кончины отца Исаии Серафим взял на себя подвиг молчаничества, проведя так целых три года. Новым настоятелем обители стал отец Нифонт, который предложил преподобному посещать монастырь по воскресеньям или вовсе вернуться сюда. Весной 1810 года отец Серафим вернулся в монастырь, но не отказался от молчаничества. Он стал вести затворнический образ жизни, отказавшись от приёма любых гостей. Тогда Спаситель поставил Своего избранника на служение человечеству в высшем монашеском подвиге — старчестве.
Вскоре Богородица явилась Серафиму и велела ему завершить своё затворничество. Она велела принять людей, нуждающихся в наставлении: руководстве, исцелении или утешении. Преподобный получил благословение у настоятеля обители, и открыл двери своей келии для всех гостей. К старцу приходили толпы людей, которые видели в нём целителя души и того, кто поможет исцелить тело. Он дарил людям любовь, говорил ласковые слова и искренне хотел помочь. Незадолго до своей гибели Серафим Саровский одарил особой заботой Дивеевский женский монастырь. Ещё при жизни отец Пахомий благословил его на покровительство о Дивеевских сиротах, и он честно выполнял свои поручения. Хлопоты о Дивеевском монастыре делили его послушники и друзья — Михаил и Елена Мантуровы, Николай Мотовилов.
В последние дни жизни Серафим продолжал неустанно молиться. Однажды один человек увидел, как во время молитвы святой поднялся в воздух. Батюшка запретил ему говорить кому-либо об увиденном до его кончины. Все священнослужители и паломники знали Серафима Саровского, уважали его труды, считали его подвижником и настоящим чудотворцем.
За 1 год и 10 месяцев до вознесения в Небеса, в празднование Благовещения, отец Серафим удостоился двенадцатого явления Богородицы вместе с Крестителем Господня Иоанна, апостолом Иоанном Богословом и 12 девами —новомученицами и священниками. Божия Матерь вела долгую беседу со старцем и завершила её словами: «Вскоре, любимиче Мой, ты будешь с Нами».
Незадолго до своей кончины Серафим Саровский стал значительно слабее, он часто говорил окружающим о своей скорой смерти. Его стали всё чаще замечать у гроба, который стоял в сенях его келии. Старец лично выбрал место, где желает быть захороненным — возле алтаря Успенского собора. Перед своим уходом он дал благословение своей братии, сказал напутственные слова и только потом попрощался.
2 января отец Павел рано вышел из собственной келии и отправился в церковь, но внезапно ощутил сильный запах гари. Источником беды оказалась келия Серафима. Открыв двери, отец Павел увидел стоящего на коленях перед иконой Богородицы батюшку. Он был в молящейся позе, но тело его стало бездыханным. Ангелы забрали душу Серафима Саровского, подняв её к Престолу Господа Вседержителя.
После гибели Серафима слава о нем облетела все русские земли. О его подвигах узнали все верующие люди, священники и простой народ. Он прославился не только тем, что посвятил всю свою жизнь праведному служению Господу, но и чудесами, которые он совершал после кончины. Где-то он являлся во время дремоты и лечил недуги, а где-то наделял воду чудодейственной силой. В Сарове и Дивеево с его помощью удавалось лечить несчастных, которые были одержимы бесами. Люди обретали помощь, взяв песчинку с его могилы или получив ломтик хлеба, который раздавали в Дивеевском монастыре в память об отце Серафиме.
Великий Серафим Саровский был канонизирован 19 июля 1903 года, в день его рождения.Преподобная Александра Дивеевская
Преподобная Елена Дивеевская
Преподобная Марфа Дивеевская