Дивеево не перестает привлекать интересы паломников со всего мира. Это не просто православный центр, в котором зарождалась христианская культура нашей страны, это невероятная архитектура, которая гармонично соединила в себе красоту духовного мира и земные прелести человечества.
Считается, что строительство Церкви Рождества Христова ознаменовано личным участием Богородицы. Серафим Саровский известен своей неподкупной любовью к матери Господа, всю свою жизнь он молился Богородице и через молитвы просил Её о помощи страждущим, возносил Её имя и благодарил за милость. Царица небесная велела Серафиму возвести этот храм, который должен быть пристроен к паперти Казанской церкви.
Строителем этой святыни был М.В. Мантуров. Это был ученик святого известного саровского старца. Сам по себе Михаил Васильевич был очень богобоязненным человеком, он глубоко веровал в Господа. Строительство церкви имеет свою историю, которая тесно связана с именем этого человека. Существует придание, что Михаил смертельно заболел. Он пришел за помощью к старцу, который помог ему исцелиться и вернуть здоровье. В благодарность за милость Господа, Мантуров должен был продать всё своё имущество и на эти деньги выстроить церковь. Добровольной жертвой для него стала самопроизвольная нищета.
В начале строительства, преподобный Серафим передал все свои желания по строительству церкви, включая архитектуру и размеры здания. Первая закладка Церкви состоялась в 1828 году. Строительство Церкви Рождества Христова не было долгим. Практически за год оно было завершено. По велению батюшки Серафима, вновь возведенный храм велено было освятить именно во славу Всевышнего. Главным приказанием Серафима стало проведение освящения именно до Великого Праздника. По его велению, если освящение не произойдет, то оно должно было отложиться ещё на один год. Так как освящение следовало проводить именно на праздник Преображения. Серафим говорил, что именно так угодно Всевышнему!
Из соседнего села быстро подвезли два образа. Необходимо было сочетать сразу три службы. Это было поручено одному из опытных уставщиков новгородскому Иоакиму. Храм был освящён.
В храме хранилось очень много церковной утвари. Среди важных вещей были также облачения и много икон. Все они были привезены Серафимом или приняты в дар. В паперти было сделано специальное углубление. Там устроили колокольню. Колокольня насчитывала одиннадцать маленьких колокольчиков. Три колокольчика были приобретены лично Серафимом на ярмарке. Перезвон по-особенному привлекал всех прихожан, поскольку был подобен хрустальному звону. А в 2008 году в монастырь вернулся ещё один колокол. Его батюшка единолично сам заказал. Вес колокола составлял ровно один пуд. На самом колоколе сохранялась гравировка, с именем мастера. Однако, на колоколе имелась трещина и звонить в него было невозможно. Поэтому его было решено сохранить, как экспозицию.
Главной заповедью великого старца являлось то, что у иконы Спасителя должна постоянно гореть свеча, которая не должна тухнуть ни днем, ни ночью.
До тридцатых годов Церковь Христова, вместе с Казанским собором сохраняли свой первозданный вид. Революционное время принесло в обитель много разрушений. Началось разграбление, это было сложное время. Здание использовалось по разным целям. Внутри него находились телеграф, почтовое отделение, позднее банк. Только в 1993 году храм смогли повторно освятить и вернуть его Монастырю. С 2008 года начались новые строительные работы, в ходе которых были пристроены южная и северная сторона.
В 19 веке храм расписывался сёстрами монастыря. До настоящего времени сохранились эксклюзивные фрески, с православными сюжетами. Одной из знаменитых фресок является изображение Господа в окружении херувимов. Современные росписи выполнялись известными художниками Охотинским и Лазаревым. В основу всех художественных мотивов легли сюжеты Рождественского цикла. Это период от известного события Благой Вести до страшного периода убийства Вифлеемских младенцев.
Первым, что поражает взор посетителей Храма, считается белоснежный иконостас. Визуально создается впечатление, что он практически изготовлен из белоснежного мрамора. На самом деле, в создании этого элемента величайшей святыни была применена новая техника, которой и является венецианская штукатурка.
А с 1993 года, как и завещал Преподобный Серафим Саровский, в храме постоянно горит негасимая свеча. Из-за того, что церковь отличается небольшими размерами, она в большей степени используется для проведения служб монашек. Большие Богослужения в Церкви Рождества Христова проводятся крайне редко. Особо по-торжественному и ярко проводится престольный праздник. Это особое торжество для монахинь монастыря. На Рождество Христова в Церкви проводится ночная литургия. По её окончании осуществляется крестный ход, вокруг церкви. Многие паломники стараются посетить Церковь, которая воплотила в себе веление Богородицы и желание великого преподобного Серафима. У образов люди молятся за себя и своих близких, просят помощи и благодарят Христа за Его человеколюбие!
Часовни
Церковь Рождества Богородицы
Икона Божией Матери «Умиление»