Серафим Саровский внёс большой вклад в развитие православной веры в России. Он был рожден 19 июля 1754 года в Курске. Его родители Агафия и Исидор Мошнины были благочестивыми и богобоязненными людьми, которые вели праведный образ жизни. Исидор был подрядчиком, посвятившим большую часть своей жизни возведению зданий. В последние годы своей жизни он начал активное строительство собора, желая оставить после своей гибели весомый след в православии. Однако ему не суждено было своими глазами увидеть возведённый собор — он скончался до окончания строительных работ. Овдовевшая Агафия тяжко переживала смерть мужа. Она приняла волевое решение продолжить дело любимого супруга и закончить строительство собора. Вместе с тем, женщина занималась воспитанием младшего сына Прохора в глубокой вере. Однажды она взяла ребёнка с собой на стройку, чтобы он смог посмотреть на труды своих родителей. Но внезапно Прохор оступился и упал с большой высоты, приземлившись на землю. Выжить при таком падении было практически невозможно. Однако Господь распорядился иначе — мальчик не только выжил, но и не получил даже малейших ранений. Агафия нашла своего ребёнка испуганным, но невредимым.
Прохор с раннего детства отличался хорошей памятью и тягой к учебе, благодаря чему ему легко и быстро далось изучение грамоты. Будучи маленьким мальчиком, он часто ходил в церковь, читал своим товарищам Священное Писание и житие святых. Он любил посвящать свободное время молитвам или чтению Святого Евангелия. Но вскоре Прохор тяжко захворал, приблизившись к скорой кончине. Он был очень слаб, из-за чего часто спал. Однажды в глубокой дремоте ему явилась Небесная Царица, которая пообещала ему исцеление. Уже через несколько дней после этого видения через дом Прохора прошел большой крестный ход с иконой "Знамение" Пресвятой Богоматери. Агафия взяла сына на руки и поднесла к иконе, после чего юноша сразу пошёл на поправку.
Прохор всегда хотел посвятить свою жизнь служению Господу и отправиться в монастырь. Мать поддержала решение сына и дала ему благословение на иноческий путь медным крестом, который Серафим никогда не снимал с груди.
Вскоре Серафим направился в Киев на поклонение Печерским угодникам, от которых он получил благословение на путешествие в Саровскую пустынь. После этого Серафим в последний раз воротился в родной дом попрощался со своей семьёй. В ноябре 1778 года он прибыл в Саров, где настоятель Пахомий радушно принял путника и назначил его духовным путников Иосифа. Целых восемь лет Прохор долго усердно трудился и служил здесь Спасителю. После этого он принял иноческий постриг с именем Серафим. Спустя год его посвятили в сан иеродиакона. Преподобный неустанно читал молитвы, выполнял любую работу на благо обители и продолжал служить Господу.
В 1793 году состоялось рукоположение Серафима в сан иеромонаха. Вскоре умер отец Пахомий и преподобный принял решение уйти в пустынную келию, обосноваться в лесу и отчужденно молиться Иисусу. Здесь он мог читать молитвы в уединении, без лишних глаз и ушей. Серафим постепенно превращался в затворника. Возле своего нового дома он оборудовал огород и пчельник, за которыми поддерживал постоянный уход. Преподобный постоянно постился, принимал пищу один раз в день, а по средам и пятницам и вовсе отказывался от еды. В течение трёх лет он принимал в пищу исключительно траву снитью, растущую возле келии. Иногда он настолько глубоко погружался в молитву, что мог часами оставаться в неподвижном положении.
Подвиги Серафима Саровского вдохновляли, но противник рода людского ополчился против него и задумал избавиться от старца, прекратить его богослужение. Преподобный ограждался от недругов молитвами и Животворящим Крестом. Он решил усугубить свои труды. Ежедневно, глубокой ночью, батюшка взбирался на большой камень в лесу и читал молитвы в поднятыми к небу руками. Днём он приносил этот камень в келию и также продолжал молиться. Он лишь изредка отдыхал, делая перерыв для приема скудной еды. Так прошли 1000 дней и ночей.
Но посрамленный диавол удумал убить Серафима и отправил к нему разбойников. Они застали старца, трудящегося на своем огороде. Грабители требовали отдать деньги, на что святой ответил: «Поступайте, как вам подскажет сердце». Несмотря на физическую силу преподобного и то, что в его руках был тяжелый топор, он даже не думал пустить его в ход. Грешники жестоко избили отца Серафима, нанеся несколько серьёзных травм. После они связали избитого преподобного и хотели выбросить его в реку, но решили сначала обыскать келию. Зайдя внутрь, они не увидели богатств или достатка. Им тут же сделалось стыдно, поэтому немедля убежали. Серафим пришёл в себя, с трудом добрался до келии и всю ночь страдал от телесных ран. Утром он с Божией помощью сумел дойти до обители, где врачи пытались исцелить святого. Однако вылечить полученные раны смогла только Богородица, которая явилась Серафиму во время дремоты.
После этого Серафим пробыл в обители почти полгода, но после полного восстановления снова вернулся в свою лесную келию. Из-за полученных травм батюшка стал сгорбленным, часто опирался на посох или топор. Но он не держал обиды на разбойников и отпустил их грехи. После кончины отца Исаии преподобный взял на себя подвиг молчальничества, оставаясь безмолвным в течение трёх лет.
Отец Нифонт, ставший новым настоятелем, предложил Великому Серафиму вернуться и продолжить богослужение в обители. В 1810 году батюшка принял это предложение и спустя пятнадцать лет проживания в лесу воротился в обитель. Но он не отказался от подвига малчальничества, добавив к нему затворничество. Преподобный стал затворником, отказался от приема паломников продолжил неустанно молиться Господу в уединении. Так он смог сблизиться со Спасителем, приобрести духовную чистоту и истинную праведность.
Вскоре, во время глубокой дремоты, Серафиму Саровскому явилась Небесная Царица. Она поблагодарила старца за искренние молитвы и велела ему прекратить затворничество. Богоматерь сказала, что преподобный должен принять нуждающихся в праведном наставлении. Батюшке было велено утешать и исцелять нуждающихся, обращающихся к нему за помощью. Мудрец поспешил исполнить волю Божией Матери и после получения благословения от настоятеля обители изменил свой образ жизни. Он больше не был затворником, а открыл двери своей келии для каждого человека.
Серафим Саровский никогда не отказывал нуждающимся в помощи. Все, кто к нему обращался, отмечают, что старец был удивительно проницательным. Он мог заглянуть в глубину души, понять любую людскую боль, исцелить телесные и душевные болезни, дать нужный совет. Всяк приходящий к преподобному говорил, что ощущал на себе его любовь. Его слушатели поражались ласковым отношением мудреца к людям. Серафим начал посещать свою лесную келию и Богословский родник, возле которого специального для него построили небольшую келию. На выходе батюшка постоянно нес с собой котомку с камнями. Всем интересующимся о предназначении этих камней он говорил: «Томлю томлящего меня».
В последние годы своей жизни старец с особым трепетом заботился о Дивеевском монастыре, который он считал своим родным домом. Перед своей кончиной матушка Александра, с благословения отца Пахомия, попросила Серафима приглядеть за обителью и дивеевскими монахинями после того, как её не станет. Преподобный не отказал Александре и выполнил её просьбу. Он всегда помогал сёстрам, был для них надежным плечом и наставником. Монахини всегда могли обратиться к нему за советом или благословением, а мудрец никогда им не отказывал. Однако в одиночку следить за обителью было достаточно сложно, поэтому Серафиму помогали его друзья по духу. Многие из них были безмерно благодарны батюшке за помощь, исцеление и даже спасение жизни.
Однажды один из тех, кто был исцелен чудотворными молитвами Серафима, увидел преподобного поднявшегося в воздух во время богослужения. Он не мог молвить и слова от увиденного. Когда старец заметил опешившего свидетеля, то подошел к нему и строго-настрого запретил кому-либо рассказывать о случившемся до своей кончины. Человек пообещал сохранить эту тайну и сдержал своё слово. Отца Серафима очень любили как прихожане, так и паломники. Все знали его как великого чудотворца и послушника Господа.
Перед своей кончиной, в день празднования Благовещения, перед Серафимом Саровским снова предстала Богоматерь вместе с Крестителем Господним Иоанном, апостолом Иоанном Богословым и 12 девами. Божия Матерь беседовала с преподобным, благодарила его за совершенные подвиги и молвила: «Вскоре, любимиче Мой, ты пойдешь с нами».
В последние годы жизни отец Серафим сильно ослабел. Он говорил окружающим о своей скорой гибели и часто проводил время у гроба, расположенного в сенях его келии. Старец лично выбрал место, где пожелал быть захороненным — возле алтаря Успенского собора. 2 января отец Павел рано утром вышел из своей келии и отправился в церковь. Однако внезапно ему в нос ударил сильный запах гари, источником которого была келия Серафима. Отец Павел немедленно отворил дверь и увидел бездыханное тело батюшки. Мудрец стоял в молящейся позе перед иконой Богородицы и в таком положении поднялся в Небеса. Его праведная душа возвысилась над землей и взлетела к Господу, которому преподобный служил до своего последнего вздоха
После кончины Серафима Саровского о нём никто не забыл. Более того, слава о его подвигах и чудотворных деяниях разлетелась по всей России. О нем часто вспоминали, всегда почитали и выполняли все его предсмертные заветы. Даже после кончины с разных уголков мира приходили известия о том, что преподобный вылечил кого-то от болезни, наделил источник воды чудодейственными способностями, изгнал бесов из несчастных одержимых и помогал найти ответы на тяжелые жизненные вопросы. Жители Дивеево всегда ощущают присутствие Серафима Саровского и его покровительство над Дивеевским монастырём. Они говорят, что его дух часто прогуливается по монастырю, вдоль Святой Канавки и является перед священниками во время молитвы Господу.
Отец Серафим был канонизирован 19 июня 1903 года. Его мощи почивают в Дивеевском монастыре.
Часовни
Церковь Рождества Христова
Церковь Рождества Богородицы