В 1909 году маленькая усадьба бала передана во владения Дивеевского Монастыря. Это место именуется Московским подворьем. Это значимая частичка православной жизни России навсегда вошла четвертым уделом Пресвятой Богородицы. Серафим Саровский всегда отличался своей прозорливостью. Он говорил о том, что все его наказы исполняются по велению Богородицы. Поэтому всё, что собрано воедино на священной Дивеевской земле имеет особый смысл и несёт свою сокровенную цель и идею.
Считается, что сама Богородица и выбрала места своего попечения. О своих просьбах Она говорила Серафиму, который и прослужил всю свою христианскую жизнь во славу Небесным силам. До революционного периода монастырем были открыты подворья в Харькове, Москве и Петергофе. В этих местах тоже всегда ощущалась защита и присутствие Небесной Царицы.
Известно, что в 17 веке одной из главных дорог оставалась Троицкая дорога. Она располагалась в Новой Мещанской слободе. История возникновения этой догори уходит в 1653 год. Она связана с историей, когда гетьман Хмельницкий искал защиты от польского нашествия. В ходе войны с поляками русские земли были возвращены, а вместе с ними ряд городов. В 1671 году Радой было принято решение создать поселения, в которые бы смогли вернуться переселенцы. Название исходило от слова мещане, что обозначало с польского языка горожане. Мещанская слобода быстро стала большой и крупной. К 1676 году в ней насчитывалось более 570 дворов.
Земля, находившаяся под поселением, изначально принадлежала государю. Каждый переселенец мог получить право пользования. Но на продажу этой земли ни один из жителей не имел законного права. Уделы были очень маленькими, поскольку их назначением не было ведение огородного хозяйства. Поэтому в большинстве случаев, на территории дворов размещались небольшие мастерские.
Обитель славилась мастерами. Умельцы промышляли разным творчеством. Это были сапожники и портные, мыльники и свечники. Перечень умений мастеров был очень большим. Если для царского двора была надобность что-либо сотворить, то обращения были исключительно в поселение Мещанской слободы.
Сразу после того, как слобода стала обживаться и расширяться, на территории поселения было принято решение возвести каменную церковь. Ранее там стояла деревянная церквушка, которая в 1688 году полностью сгорела. Средств на отделку храма у горожан не хватало. Поэтому они были вынуждены обращаться за пожертвованием к государю. Цари Иван и Петр распорядились выдать просящим много железа, из которого они смогли бы изготовить отдельные элементы Храма. Железо было снято с кровли Посольского приказа.
Мещане ещё раз обратились к государю. На этот раз их просьба состояла в том, чтобы в церковь был назначен священником Иван Фомин. Он имел опыт священника и с почтением относился к православным людям. При церкви, в которой он ранее служил, на свои деньги священник открыл приходскую школу. После назначения священником в новый храм, Иван предложил также основать православную школу. Жители согласились. И вместе со школой создали и открыли богадельню.
Настоящим символом, который олицетворял свободу стала Сухарева башня. Она была установлена на гребне Сретенского холма. Издалека она поражала взор смотрящего своей архитектурой, величиной и величеством. В период правления Петра I. Слобода перестала славиться ремесленничеством. С 1701 года, это поселение было скорее культурно учебным. Опрятно одетые школьники, облачённые по подобию французских учеников, внесли свой колорит в село. Сам царь неоднократно посещал школу. По улице, ведущей в школу, стали селиться преимущественного богатые купцы. Поэтому селение стало приобретать более благополучный и богатый вид.
Именно ближе к Сухаревой башне и размещались крупные купеческие постройки. Позднее на Мещанской улице стали открываться лавки и купеческие магазины. Продолжительное время центральная дорога не была лишена провинциального духа. Визуально, это была тихая и спокойна дорога, где росли кусты сирени и плодовые деревья.
Батюшка Серафим известен, как великий учитель и наставник дивеевских сестёр. Он считал, что одной из добродетелей всегда остается соблюдение правил. Сёстры всегда следовали наставлениям великого учителя. Поэтому с особой теплотой они относятся к бездомных. Они их называют странниками.
Подворье всецело выполняет свою церковную миссию, участвуя в православной жизни столицы. Сюда постоянно стремиться москвичи и гости города. Это место практически наполнено духовностью и умиротворением. Каждый человек, посетивший подворье пребывает в тишине и спокойствие, где незримо слышится тихий разговор каждого заблудшего с Господом.
Главное ощущение, которое испытывает каждый паломник – это особое присутствие Господа и Небесных сил. Пройдя всего несколько шагов, которые ведут из обыденной мирской жизни, попадаешь в другое измерение. Оно наполнено таинством. В Храме постоянно звучит молитва и играет тихая музыка. Монашествующие много говорят о пути Всевышнего. Гармония красоты и единство утонченности присутствуют буквально во всём, что окружает этот тихий и укромный уголок священной Дивеевской земли.
Часовни
Церковь Рождества Христова
Церковь Рождества Богородицы