Создание монастыря
Примерно в 1758 году в Свято-Вознесенский монастырь в Киеве приехала Агафия Мельгунова. Её беспечная и радостная жизнь оборвалась в связи с неожиданной гибелью любимого супруга. Агафия осталась на руках с новорожденной дочерью. Она была сломлена и не знала куда двигаться дальше. Несмотря на тяжкие жизненные испытания, она приняла твердое решение не очернить вдовью жизнь и посвятить себя богослужению. Поэтому она вместе с ребенком отправилась в Вознесенский монастырь, где стала монахиней, сменив имя на Александра. Она неустанно молилась Господу, прося Его о помощи и наставлении на верный путь. И однажды к ней явилась Богоматерь, которая молвила: «Я слышу твои молитвы. Я пришла сказать тебе Свою волю. Не желаю Я, чтобы жизнь твоя закончилась здесь. Как раба Своего Антония я отправила в Киевскую Русь из Афона, так и тебе молвлю: уходи и ступай туда, куда Я скажу. Отправляйся в северную часть России и посети каждый из Моих святых Уделов. Ты найдешь место, где тебе будет позволено прожить всю жизнь. Я восхвалю имя Свое, а на месте твоего дома будет основана священная обитель Моя. Ступай в дорогу, и опека Господа, и помощь Моя, и покровительство мое тебе помогут!». Агафия решила попросить совета у киевских старцев. Они дали ей свое благословение и женщина смело отправилась в дорогу, которую ей указала Богородица.
Путь был долгим и тернистым, но матушка Александра продолжала идти. Однажды она забрела в Дивеево, присела отдохнуть и сладко вздремнула. Вдруг перед ней предстала сама Богоматерь, которая молвила: «Ты нашла место, предназначенное тебе от Меня. Именно здесь находится предел, Божественным Промыслом тебе предначертанный: живи и служи здесь Спасителю до последнего вздоха. Я буду рядом, буду навещать эти земли, и на месте твоего дома возведу святую обитель, не имеющей схожести на всем белом свете. Это место станет Моим Четвертым Жребием. И словно звезды на небе я приумножу количество почитателей Господа».
Александра испытала большую радость и направилась в Саратовскую пустынь, где посоветовалась с мудрыми старцами. Они выслушали монахиню и приказали ей выполнить указание Божией Матери. Затем она получила благословение на проживание в двух верстах от Дивеево — в Осиновке. Но вскоре тяжко захворала её любимая дочь и, не справившись с болезнью, скончалась. Тогда Александра решила поехать к себе домой и решить судьбу нажитого имущества. Завершив все дела, она снова воротилась в Дивеево и остановилась у священнослужителя Василия Дертева. Здесь она оборудовала келью и осталась в ней жить на ближайшие 20 лет. Через 6 лет она начала строительство чудесного храма в Дивеево во славу Казанской Богоматери. Строился он там, где во время дремоты Александре привиделась Богородица.
Казанская община
В 1788 году богобоязненная Жданова, узнав о существовании обители, возведенной матушкой Александрой, решила отдать большой кусок саженей собственной земли около Казанской церкви для обустройства общины. На полученных землях были построены 3 келии и возведена деревянная оградка. В первой келии жила Александра с послушницей, во второй поселились другие три послушницы, а третья принимала паломников, желающих посетить Саров. В общине были строгие саровские устои, которых придерживались все богослужители и гости. Наставником сестер стал мудрый старец Пахомий. Еда доставлялась 1 раз в день из саровской трапезной. Сестры были настоящими рукодельницами, занимающимися вышиванием и вязанием. Они тяжко трудились и постоянно молились Господу.
Матушка Александра предчувствовала свою скорую кончину. Она попросила Пахомия присмотреть за сестрами монастыря и не оставить обитель в беде. Услышав эти слова, Пахомий сказал: «Прослужить по силе моей и после твоей кончины Богородице и попечительством о Дивеевских сестрах не отказываюсь…, но как я возьмусь за это, если не знаю, смогу ли столько прожить. А вот иерадиакон Серафим ещё юн, духовен и сможет дожить до нужного часа, а потому лучше доверить ему эту миссию». Александра согласилась с Пахомием и обратилась с этой просьбой к Серафиму, который принял просьбу умирающей матушки. Александра блаженно поднялась в Небеса 13 июня 1789 года.
После гибели Александры в Дивеевской общине насчитывалось три её послушницы. Главной среди них стала Анастасия Кирилловна, привлёкшая в течение 7 лет порядка 52 монахинь. Её управление было смиренным и спокойным, с выполнением всех предсмертных указаний Александры. Перед любым деянием Анастасия просила благословение у Пахомия, который всю оставшуюся жизнь искренне заботился о монахинях и помогал им советами, став для них настоящим отцом и наставником.
Отец Пахомий почил во спокойствии в 1794 году. В день его гибели община лишилась не просто настоятеля, но и опоры. Серафим в это время стал затворником и не мог вести дела общины, из-за чего судьба святых земель находилась в подвешенном состоянии. В 1796 году умерла старшая сестра Анастасия Кирилловна, а её место заняла Ксения Кочеулова. Она отличалась чрезмерной суровостью, что не нравилось другим жителям общины. Такой устой многих не устраивал, из-за чего святые места покинули 40 послушников. Но, со временем, начали приходить новые, в результате чего в 1825 году община вновь включала до 50 монахинь. Сёстры часто советовались с Серафимом и просили у него помощи или наставления. Несмотря на то, что он продолжал вести затворнический образ жизни, батюшка уже принимал гостей.
Мельничная община
Серафим хотел обучить Дивеевских сестёр жизненной простоте и богослужению, которому он научился сам. Но Ксения Кочеулова не желала послаблять строгие устои, оставленные им отцом Пахомием. Серафим не стал нарушать привычный образ жизни монастыря и оставил монахинь. Но однажды ему явилась Богородица, указавшая новое место в Дивеево, в котором ему предстоит основать новую обитель во имя Небесной Царицы. Божия Матерь сказала Серафиму, что он должен взять с собой восемь Дивеевских сестёр и отправится вместе с ними на восток, обосноваться рядом с Казанской церковью. Здесь им потребуется своими силами вырыть Святую Канавку, а из саровского леса сделать ветряную мельницу и возвести первые келии, а после — создать церковь Рождества Иисуса и Богородицы.
Серафим выполнил поручение Богоматери, и уже зимой 1826 началось возведение мельницы, а новоиспеченная община получила название Мельничной. Здесь было удивительное духовное единство, искреннее почитание Спасителя и Богородицы, отца Серафима. Несмотря на то, что сёстры не знали достатка и земных богатств, они пребывали в радости и любви. Между ними всегда было взаимопонимание, а двери их обители были открыты для всех путников.
Две отдельные общины
В 1833 году Мельничная община насчитывала 19 келий, в которых проживали 72 монахини. Две женские общины, несмотря на различия в устоях, существовали в полном понимании и согласии. Отец Серафим постоянно говорил про их характерные различия и самостоятельность. После того, как батюшка, поднялся в Небеса, в спокойную жизнь сестёр начал вклиниваться Иван Толстошеев. Отец Серафим всегда не позволял ему это делать, но Иван грезил мечтами о попечительстве над духовной обителью. Он смог добыть указ о соединении двух общин. Послушник всеми силами хотел расположить к себе монахинь, изменить уставы великого старца. Смута продолжалась целых 29 лет, приведя к ужасающей разрухе и бедности: обитель голодала, монахини не имели возможности трудиться, начался разлад духовной жизни. Тяжкое время прекратилась благодаря вмешательству самого Государя и Святейшего Синоды. Они возвели общину в монастырь под руководством матушки Марии.
Возведение общины до монастыря
Под руководством Святейшего Синоды 10 февраля 1861 года был создан Дивеевский общежительский монастырь. Это событие пророчил отец Серафим, который однажды сказал послушнице, что на двенадцатой руководительнице создастся монастырь. Это предсказание, как и многие другие, воплотилось в жизнь.
За время руководства матушки Марии обитель сильно преобразилась, получив необычайную архитектуру, дошедшую до современных лет. Были построены храмы, колокольни, соборы и не менее 30 корпусов для послушаний и проживания монахинь. Главным источником дохода монастыря было мастерское дело: рукоделье по вышивке золотом и шелком, фотография и метахромотипия. Сестры пекли хлеб, создавали одеяния для саровской братии, занимались земледелием и садоводством. Каждый год они шили до 400 рубашек, вели стекольное, мельничное и красильное хозяйство. Немного позже здесь появились две баньки, а проведение чистой воды позволило существенно улучшить проживание и быт.
Были созданы специальные корпуса для захворавших монахинь, стоматологический кабинет и лечебница. Был оборудован приют для девочек, в котором часто размещали сирот, обучая их рукоделию и праведному образу жизни. Юных послушниц учили церковному песнопению, наставляли на правильный путь и приучали к выполнению устава. За пределами ограды Дивеевской общине принадлежали гостиницы, в которых могли разместиться как зажиточные дворяне, так и простой люд. В имении обители числился конный двор и кузница с двумя хижинами для кузнецов. В первой половине ХХ века монастырь стал самым крупным иноческим общежитием. Здесь с особым трепетом относились к заветам и указам отца Серафима, что было заметно даже путникам и гостям.
После кончины Марии её место заняла матушка Александра, которая осталась настоятельницей обители вплоть до прекращения её существования. 1919 год стал крайне тяжелым для жизни верующих людей. Обитель была превращена в трудовую артель, а хозяйства и земли — бесчеловечно изъяты. Монахини работали на национализированных землях, получая за тяжкий труд небольшой паёк. Но даже несмотря на государственные бесчинства, богослужения продолжались, а монастырь всё так же принимал желающих впустить в сердце Господа. Даже ужасающий гнёт, многочисленные ссылки и тюремное заключение за вероисповедание не смогли сломить духовность Дивеевских сестёр. Они не только укрепились в своей вере, но и передали её потомкам.
Монастырь от закрытия до возрождения
1927 год стал одним из самых тяжелых периодов в жизни Серафимо - Дивеевского монастыря. По приказу власти начался бесчеловечный разгон обители с целью подавления православного духа. Всего за одну неделю состоялось её закрытие, а сестры отправились восвояси. Многим из них больше не суждено было встретиться. В день закрытия монастыря не прекращался сильный дождь. Казалось, что небо оплакивало это бесчинство.
Игумения Александра с несколькими послушницами основалась в Муроме. Здесь она хранила некоторые монастырские святыни, главной из которых была старинная икона Богоматери «Умиление», принадлежавшая отцу Серафиму. Несмотря на гонения со стороны власти и угрозы тюремного заключения, монахини не отказались от праведного пути. Они продолжали тайно собираться и совместно молиться Спасителю. Эти события продолжались вплоть до 1940-х годов. Сроки нахождения сестёр под стражей заканчивались, и они вновь стекались к монастырю словно маленькие ручейки. Долгожданное возрождение Святой обители случилось в 1988 году, после того как верующим позволили приобрести постройку над Казанским источником и воздвигнуть здесь церковь. Полное восстановление деятельности Дивеевского монастыря случилось 30 июля 1991 года. В тот же день сюда возвратили священные мощи Великого Серафима.
Второе прибытие мощей
Возвращение Великого Серафима в Дивеевский монастырь стало непростым и по-настоящему чудесным. Согласно сохранившимся описаниям событий от архиепископа Истринского Арсения, мощи Святого были обнаружены случайным образом. Однажды, изучавший документы Тамбовский Евгений, нашел секретные сведения об открытии работниками НКВД раки мощей Великого Серафима. Несмотря на то, что найденный документ подтверждает факт ужасного мародерства, с его помощью удалось получить подробное описание всех костей, принадлежащих Серафиму.
В конце 1990 года директор Музея истории религии Ленинграда Станислав Кучинский сообщил об удивительной находке — мощи неопознанного раба Божьего. Скелет не имел покровов, но содержал сохранившуюся рукавичку с нанесенными на неё словами: «Преподобне отче Серафиме, моли Господа о нас!». Найденные останки всколыхнули всех представителей русского православия. По этому вопросу была собрана отдельная комиссия, которая направилась в Ленинград для личного осмотра «находки». Благодаря найденному документу о мародерском вскрытии мощей преподобного Серафима, в котором содержались точные описания его останков, получилось опознать подлинные мощи Святого. После этого Святейший Патриарх распорядился немедленно подготовить раку для Серафима Саровского. Люди узнали об этом чуде через время. Услышав об удивительном обретении мощей отца Серафима, воцарилась небывалая радость — люди испытали облегчение и восстановление справедливости.
Мощи Великого Серафима были направлены в Александро-Невскую Лавру. Здесь они пробыли несколько недель, после чего в день блаженной Ксении Петербургской Святейшей организовался крупный крестный ход, посвященный передаче мощей Святого. Для их транспортировки в Москву был предоставлен целый вагон. Проводить отца Серафима пришли тысячи людей. Они стояли на перроне, держали свечи и молились. Как только поезд тронулся, верующие садились на колени в знак преклонения и прощания с Великим. По прибытию в Москву начался масштабный крестный ход, в котором также приняли участие тысячи православных людей.
Как только мощи Великого Серафима доставили в Богоявленский собор, неожиданно прошел благодатный молебен. Что удивительно, не использовалась церковная литература, отсутствовали последования — это шло исключительно из памяти и души. Летом был проведён крупный крестный ход, который возглавил Святейший Патриарх и богослужители РПЦ. Целью этого шествия стала передача мощей в Дивеевские земли. В этом крестном ходу приняли участие десятки тысяч людей со всей страны: от мала до велика, вне зависимости от статуса и звания. Кто-то нес в руках иконы, а кто-то — кресты и цветы. Все православные радостно приветствовали Серафима и пытались приклониться перед Святым. Даже непогода не смогла остановить желающих встать на колени при его появлении. Любая остановка крестного хода сопровождалась службой, чтением молитв — народ был вдохновлен и не скрывал своей радости. До самого Дивеево образовался нескончаемый поток людей, желающих приклониться перед Святым и приложиться к его мощам.
Прибытие мощей Серафима Саровского в Дивеевский монастырь
Преподобный часто твердил окружающим, что после своей кончины его тело будет покоиться только в Дивеево. Это предсказание, невзирая на первоначальное непонимание окружающих, всё же сбылось.
28 июля 1991 года на нижнем ярусе Дивеевской колокольни были размещены колокола. Чудесная мелодия сопроводила возвращение Серафима в родные земли. В Троицком соборе раку разместили в центральной части, где ранее всегда располагалась торжественная икона. Приоткрыли оконце, и духовенство приклонялось к священным мощам. Позже рака была перенесена под сень. Не прекращались ночные богослужения, утренние литургии, пение церковного хора, а глубокой ночью 1 августа была начата Божественная литургия.
Литургию совершал Святейший Патриарх, а рядом стояли тысячи восхищённых людей. Казалось, что в этот день земля объединилась с Небесами, восхваляя заступника перед Господом на Землю русскую. После завершения литургии мощи Серафима были возвращены в Троицкий собор. В этот чудесный день Серафимо-Дивеевский монастырь, только начавший возрождаться после длительной разрухи, посетили примерно 10 000 паломников со всего мира. Это событие объединило верующих со всей страны. Ранее не знакомые люди стояли рука об руку и искренне радовались.
Столетнее прославление отца Серафима
Празднование столетия прославления Серафима в лике святых происходило 31 июля. После завершения Малой вечери все замерли в ожидании прибытия Патриарха Алексия II. Как только люди услышали колокольный звон, матушка Сергия со своими послушницами хлебосольно встретила Патриарха. Наконец-то было начато долгожданное Всенощное бдение.
Завершив чтение шестопсалмия, начался самый трепетный этап службы. Ещё при жизни матушка Мария твердила о предсказаниях Серафима, который часто молвил, что после крестного хода в Дивеево появится «диво-дивное». И действительно, в честь столетия прославления Серафима проводился масштабный крестный ход, сопровождающийся песнопением и праздничным настроением. После захода солнца в Троицком соборе прошел молебен и освящение воды, а после — Божественная литургия. Ранним утром прошла Божественная литургия в пределе иконы Богоматери «Умиление». Позже ковчег с мощами Серафима разместили на площади возле Преображенского собора. В 9 часов послышался звон колоколов, знаменующий прибытие Алексия II.
Монастырская площадь была заполнена людьми, которые неустанно молились и подпевали блаженному хору Дивеевских монахинь. После завершения литургии Алексий II торжественно поздравил присутствующих с важным событием, выступив с проницательной и воодушевляющей речью, восхваляющей Серафима Саровского. Святейший Патриарх передал Дивеевской обители копию Почаевской иконы Богородицы и молвил: «Меня попросил это передать народ, который дал обет, что данная святыня будет возвращена в Серафимо-Дивеевские земли».
Как сейчас живёт монастырь
Сергия смогла тяжким трудом возродить и преобразить Дивеевскую обитель. Ей удалось устранить ужасные последствия советского правления: вернуть награбленное, отремонтировать разрушенные церкви, отреставрировать храмы и построить Благовещенский собор, который завещал Серафим Саровский. Под её руководством были созданы около двадцати скитов и подворий, возведены новые архитектурные строения. Матушка Сергия преданно служит Богородице, облагораживая и оберегая её удел.
Сейчас, как и ранее, Дивеевский монастырь позиционирует себя как большая и дружная семья, где царит взаимопонимание, беспечность и духовность. Здесь насчитывается порядка 500 монахинь, посвятивших свою жизнь праведному служению Господу. Смотря на сестер, игумения часто припоминала свою печаль о небольшой семье, насчитывающей лишь 4 человека. Вот и подарил ей Спаситель по зову сердца многочисленную семью!
Когда происходят иноческие и монашеские постриги, Сергия становится духовной матерью новых послушниц. Она ответственно выполняет эту роль и строго придерживается устава обители. Матушка считает, что обучать других можно лишь тогда, когда ты своим примером способен чему-то научить. В Дивеевском монастыре существует определенный темп жизни и правила, которых строго придерживаются богослужители и гости. Пробуждение происходит в 5 утра, и уже через пол часа все приходят на утреннее правило для раннего богослужения. Во время первой службы проводится полунощница, двенадцать псалмов с поклонами, а также обязательный молебен Великому Серафиму. После этого сестры приступают к Божественной литургии. Во все дни, кроме выходных, примерно в 8 утра монахини отправляются на послушание. Последняя служба начинается в 17:00 и длится три с половиной часа. После этого все отправляются в трапезную для ужина. Затем начинается прогулка по Святой Канавке, вырытой Серафимом Саровским по личному поручению Божией Матери. Здесь можно насладиться природными красотами, подышать свежим воздухом и набраться сил для чтения вечернего правила.
Матушка Сергия считает, что «Настоящая послушница сможет выдержать любые испытания во имя Господа. Прочувствовав любовь Спасителя, она захочет дать частичку своей преданности Иисусу, а через Него и другим людям. Дивеевский монастырь, хоть и является закрытым местом, но мы принимаем много паломников, желающих получить духовную помощь и приступить к таинствам. Все сестры — это служки Богородицы и Великого Серафима. Если хорошенько проникнуться этими словами и постоянно их вспоминать, то многое в жизни сможет легко определиться. Если ты являешься служкой Богоматери и Серафима, то имеешь ли ты право отпустить человека без утехи, плохо к нему относиться? Конечно же нет. В таком случае, если ты служишь Богородице и Великому Серафиму, то проси их об управлении, покровительстве, помощи, наставлении и вразумлении».